Интерьер и художественное литьё из бронзы.





Интерьер и художественное литьё из бронзы.

Интерьер и художественное литьё из бронзы.

Изделия из металлов и сплавов становятся все более желанными в интерьерах гостиных, садовых ансамблях загородных вилл и домашних коллекциях. Самым привлекательным и вместе с тем загадочным металлическим материалом следует признать бронзу. Хотя бы потому, что килограмм медно-оловянного сплава на рынке металлолома стоит $2, а даже не слишком художественно выполненное изделие того химического состава и веса - на несколько порядков дороже. Загадку художественной бронзы изучал корреспондент "Денег" Сергей Голубцов.
История бронзы насчитывает почти 5 тыс. лет. Как минимум последняя треть этого срока - это история исключительно художественных изделий, потому как к началу н. э. для войны, основного потребителя меди и олова, появились более прочные сплавы на основе железа. История русской художественной бронзы не такая древняя, но почти в 300-летнем противостоянии с законодателем мировой бронзовой моды, Францией, Россия сумела одержать ряд побед. И, похоже, в наши дни выходит в лидеры.
Нетрудно догадаться, что лить бронзу в промышленном масштабе у нас начали во времена Петра I. Но только к середине XVIII века бронзовое литье стало одним из элементов садово-парковой архитектуры. В то же время начали формироваться парадный и интерьерный стили: усадебные бронзовые львы, бронзовые канделябры, жирандоли, бронзовые столики, напольные консоли, бронзовые каминные экраны и элементы мебельного декора. В красоте часов "Купальщица", заявленных как реплика с изделия начала XX века, усомниться можно. В стоимости нельзя: $700 Чуть позже, к концу XVIII века, модным дизайнерским решением стала так называемая малая интерьерная скульптурная пластика (она же "кабинетная") - чернильницы в виде амурчиков-русалочек, колокольчики-сердечки, пресс-бювары и т. п. Поначалу это были реплики с образцов версальского убранства, но императрица Елизавета Петровна вложила немало казенных средств в раскрутку отечественного стиля. Помимо достижения чисто эстетического превосходства над европейской законодательницей мод, присутствовал и политический резон: подчеркнутая независимость, пусть и в малом, от куртуазной Франции. В 1760 году при Петербургской императорской академии художеств был торжественно открыт класс "статуйной и орнаментальной скульптуры", ориентированный исключительно на бронзовое литье.
Екатерина II пошла дальше. Она не только переманила лучших французских мастеров (Николя Жилле, Луи Роллана, Франсуа Арну и др.) предложениями, от которых те не могли отказаться, но и ввела эмбарго на ввоз в Россию готовых художественных изделий из бронзы.
Дальше - больше. К концу XVIII века ансамбли Павловска, Петергофа, Гатчины, Царского Села и прочих околостоличных дворцов перещеголяли бронзовое убранство замков Версаля и Трианона - любимых пристанищ казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Пика распространения практика художественного литья достигла в России в середине XIX века. Центром считался Санкт-Петербург, старались не отстать Екатеринбург, Верх-Исетск, Нижний Тагил и, конечно, Москва. При этом столичных казенных и частных мастерских насчитывалось более полусотни, московских - восемь, прочих - и того меньше

Стильный канделябр, каминный или настольный, стерпит любое соседство - от платяного шкафа в стиле "Гей, славяне!" до любимой козетки Эллочки-людоедки

Однако русская художественная бронза сыграла злую шутку: сегодня на антикварном рынке более всего ценится московская школа, представленная малыми художественными формами в стиле "историзма" (то есть полная эклектика - от римской классики до русского барокко). Их мало, и стоят они на аукционах от 100 тыс. руб. Питерская бронза XIX века, ориентированная на запросы дворцов, а не купцов, в значительных количествах сохранилась в качестве музейных экспонатов, но не предмета торгов.
Сегодня раритеты в виде бронзовых бюстиков, статуэток и предметов канцелярской утвари время от времени выставляются на аукционные торги. Как правило, вещи датируются концом позапрошлого - началом прошлого столетия; это период последнего расцвета художественной бронзы. Любопытно, что на торгах, например, аукционного дома "Гелос" большинство произведений русской художественной бронзы ценится значительно выше аналогичных европейских изделий. Так, 20-сантиметровые бюстики или обнаженные наяды германского литья (признанный "бронзовый" центр столетней давности - город Нюрнберг) продаются за 12-15 тыс. руб. при старте 4-5 тыс. руб. А вот скульптура всадника на коне под названием "Башкир. Ветрено!" высотой 27,5 см работы известного скульптора Евгения Лансере и не менее известного литейщика Феликса Шопена недавно ушла за 170 тыс. руб. при старте 50 тыс. руб.

Кто это? Это конь в пальто. Литейщики по желанию заказчика легко переоденут идиоматичного коня из бронзы в серебро Хотя Большая советская энциклопедия утверждает, что стоящее бронзовое литье рождено исключительно симбиозом рабочих и крестьян, в действительности советская эпоха практически уничтожила так называемую малую пластику. В чести остались лишь монументальные фигуры Чапаева, Чкалова, а также многочисленные садово-парковые девушки с веслами. Встречаются здесь и шедевры - в глубинах подземки: к примеру, уникальные скульптуры станции московского метро "Площадь революции" или замечательные бронзовые люстры на "Новослободской". Малые же художественные формы принципиально отвергались как мещанские.
Очередная смена общественно-политического строя позволила в кратчайшие сроки восстановить школу "бытового" художественного бронзового литья. Уже в конце 80-х годов в Ленинграде появилась компания "Сентябревъ", развернувшая сеть магазинов "Петербургская бронза", а в Москве - экспериментальное художественно-производственное объединение "Вель". Обе организации - с мощным штатом художников, скульпторов и с собственной производственной базой. Частники, представленные и по сей день в виде ИЧП, ООО, ПБОЮЛ и т. п., не делают погоды на рынке художественной бронзы. Изготовление бронзового изделия включает в себя два этапа - ваяние модели и ее последующая отливка. И объединить оба процесса под одной своей крышей под силу только сильным (в финансовом отношении) компаниям. То есть усилия надомников сводятся к изготовлению мастер-модели.
Расценки следующие: в зависимости от сложности скульптуры, ее размеров и личных пожеланий заказчика изготовление заказной мастер-модели встанет в сумму от $1 тыс. до $10 тыс. Вопрос, где отлить, в данном случае не решается за ближайшим углом. Чтобы превратить макет в бронзовое изваяние, нужны специальные печи, специальные составы, специальное гальваническое оборудование. Бронзовые амурчики - пример возрождения будуарного стиля, модного в XVIII веке Корпоративные бронзовые премиальные - будь то музыкальная "Овация", кардиологическая "Сердце года" или оптово-розничная "Товар года" - не тиражируются, но могут быть продублированы за отдельную плату Собачья тема в бронзе развита, как никакая другая Часы "Охотник", "Мушкетер" и подобные буфетно-тикающие украшения из бронзы стоят $2-3 тыс.

В общих чертах процесс изготовления бронзовой вещицы на заказ выглядит так. Художник набрасывает эскиз - по фотографии или с другого изобразительного источника. Затем скульптор переносит набросок в объем, используя в качестве подручного материала воск, после чего слепок дорабатывается в присутствии клиента. Готовая восковая модель опускается в чан с кипящим спецсоставом на основе так называемого маршалитового песка; воск выкипает, и пустотелая песчаная оболочка поступает в опоку (в печь, где выплавляются остатки воска). Ну а затем все просто: в полость маршалитовой формы заливается бронзовый расплав, он остужается, форма разбивается, и на свет является очередное произведение искусства. Правда, пока весьма несовершенное.

Миниатюрные копии (высотой в половину спичечного коробка) могут отражать как исторические моменты, так и вехи национального бронзолитейного творчества

Доводкой изделия занимаются мастера-чеканщики, шлифовщики-полировщики, а также специалисты-химики, которые наносят на бронзу гальваническим способом позолоту либо патину - зеленую, черную, серую - лишь бы было под старину, как на "Медном всаднике" работы скульптора Фальконе и литейщика Хайлова.
Но вернемся к малой бронзовой пластике. Наиболее ценными искусствоведы считают первые пять копий, сделанные с мастер-модели (больше - уже тираж), они ценятся раза в три выше десятой, двадцатой или пятидесятой реплики. Таким образом, наиболее дешевыми являются самые востребованные вещицы - бюстики ушедших и ныне здравствующих политиков, деятелей культуры и т. п. Их, как правило, покупают в качестве подарка. Принцип такой: одариваемые Кати получают Екатерину Великую в бронзе, Вовы - Мономаха и далее по списку: Сашам - Пушкина, Колям - Гоголя... Все удовольствие - за каких-то 10-12 тыс. руб.

Фантазии современных дизайнеров бывают и эротическими

Исключением является "набор" из 62 российских монархов - от первого Рюрика до Николая II за $50 тыс. Высокая цена объясняется тем, что компания "Вель" отлила первую копию с коллекции более чем столетней давности работы Феликса Шопена. В копеечку влетят и бронзовые лики на заказ - хоть себя любимого, хоть любимых окружающих (до $10 тыс.).
В салонах "Русская бронза", "Петербургская бронза" встречаются достойные образцы малой пластики. В каталогах в изобилии представлены подсвечники, канделябры, настольно-письменные аксессуары, стопки, шампуры, ложечки для обуви и другие красивые и вполне утилитарные вещи. Для души - произведения, претендующие на ранг художественных.
По словам специалистов, в своих эстетических пристрастиях фирма ориентируется на восстановление забытых образцов позапрошлого века (где, в свою очередь, были в чести стилизации а-ля Людовик XVI, стили директория, ампир, второе барокко, второе рококо, неоренессанс, неоготика), а также поздних русских направлений - импрессионизма и даже модерна. В общем, на прилавках салонов бронзы нынче можно найти все, что душе угодно. Причем за вполне приемлемую цену.

Камин, пусть даже электрический, из малахита и с бронзовой фурнитурой, знает себе цену: около $100 тыс.

Так, стилизованные амуры высотой 10-30 см стоят 2-5 тыс. руб.; римские богини и боги того же калибра идут по 3-8 тыс. руб. (причем во многих ипостасях - от письменных приборов до стоек подсвечников и канделябров); а за полуметровые часы в стиле модерн под названием "Купальщица" просят 17,5 тыс. руб. Новомодные малые художественные решения в бронзе представлены бумагодержателем в виде изящной женской кисти (3 тыс. руб.), а также карандашницами, чернильницами и прочими мелочами по 1-3 тыс. руб. Есть, как водится, и подарочные приколы вроде большого бронзового кукиша с надписью "Денег нет", неразбиваемой копилки-кошелька, а также претендующей на монументальность миниатюры "Конь в пальто" за 5 тыс. руб.
Привлекателен интерьерный ассортимент изделий из бронзы в разряде "средние художественные формы". Это уже не статуэтки размером до 40 см, и не фигурки, предназначенные для украшения столиков, телевизоров и подоконников, а полноценные скульптуры, вписывающиеся в хорошо спланированный интерьер с помощью ответственного дизайнера. Например, номинация "часы" ("ходики" - только механика, никакой кварцевой начинки) представлена целыми скульптурными композициями вроде "Мушкетер" (84 тыс. руб.) или "Охотник" (62 тыс. руб.).




Источник материала: http://bronzaurala.ru/131313

Полезные инструкции

SBP-300LM SBP-300LM

Samsung SBP-300LM SBP-300LM._x000D_ Удлиненный кронштейн для монтажа камер на парапет или стену. Используется как для внутренней, так и для внешней установки.

Электропроводка своими руками Электропроводка своими руками

Электропроводка своими руками Автор: russian-remont.ru Дата: 2010-12-24 Опа, заискрилося! – сказала мне жена. С тех пор вопросы, связанные с электропроводкой в квартире стали для меня как никогда актуальны.

Подвесной потолок Подвесной потолок

Подвесной потолок представляет собой систему, состоящую из металлического каркаса, на который крепятся или готовые элементы (панели, плиты, рейки, ячеистые модули, кассеты), либо гипсокартонные листы, создающие плоскость потолка.


Строительство для новичков